Прежде чем перейти к выбору камеры, хочу рассказать, почему я снимаю на плёнку. Иногда я пользуюсь и цифровой техникой, но в ней нет той самой «душевности». Цифровая камера слишком упрощает процесс: нет необходимости долго думать над кадром, можно сделать десяток дублей и выбрать лучший. Да и автоматика часто делает всё за фотографа, особенно в автоматических режимах, где ребёнок может нажать кнопку — и получить приемлемый результат.
С плёночной съёмкой всё иначе. Особенно с мануальной. Красота плёночной фотографии — в умении заранее продумать все параметры: выдержку, диафрагму, фокусировку, глубину резкости (ГРИП), использование фильтров и бленд. У фотографа нет права на многочисленные исправления — только один, взвешенный кадр.
Ограничение в 36, 24 или даже 12 снимков заставляет относиться к каждому кадру внимательно. Процесс ожидания проявки и открытия плёнки полон чувств: нетерпения, радости, лёгкого волнения. Именно это делает плёночные фотографии такими душевными.
А теперь перейдём к обзору основных типов фотокамер.
Существует четыре основных типа:
(О панорамных камерах поговорим как-нибудь в другой раз.)
Зеркальные фотоаппараты делятся на однообъективные (Зенит, Canon, Nikon) и двухобъективные (например, Rolleiflex). Здесь мы рассмотрим только однообъективные.
Принцип работы: в однообъективной камере свет проходит через объектив, отражается зеркалом и попадает на фокусировочный экран или в видоискатель. При съёмке зеркало поднимается, освобождая путь свету к плёнке.
Вывод: Зеркальные камеры — это универсальный инструмент. Идеальны для студийной, макро- и предметной съёмки, но в повседневной жизни их габариты могут стать серьёзным минусом.
Главное отличие дальномерной камеры — отсутствие зеркала. Фокусировка происходит через дальномер: вы совмещаете два изображения в видоискателе.
Вывод: Дальномер — идеальная камера для уличной съёмки. Компактность и быстрое срабатывание делают её отличным спутником на каждый день. Но она не подойдёт тем, кто хочет работать с телеобъективами, макро или сложными фильтрами.
Шкальная камера — это максимально упрощённая модель. Здесь нет ни зеркала, ни дальномера. Наводка на резкость происходит по шкале расстояний на объективе — "на глаз" или с помощью рулетки.
Вывод: Шкальные камеры — это выбор для тех, кто хочет лёгкий и доступный аппарат для неспешной фотосъёмки. Они просты, компактны и недороги, но требуют развитого глазомера.
Компактные камеры — это полностью автоматические фотокамеры с фиксированным объективом. Они малые по размеру, лёгкие и, как правило, очень простые в использовании.
Вывод: Скажу честно: мне эти камеры малоинтересны. Их главный плюс — доступность. Они действительно могут сделать неплохие снимки, но удовольствия от процесса съёмки обычно не приносят. Однако для людей, далеких от фотографии, это неплохой вариант.
Итак, выбор фотокамеры — дело вкуса и задач.
Нет плохих или хороших камер — есть камеры для разных людей и ситуаций. Какую выбрать — решать только вам.